Раздел
Новости регионов [55]
Судебные решения [105]
Распоряжения АМКУ [68]
СМИ [13]


"Компании, обладающие рыночной властью, ведут себя агрессивно"

17.05.2011

                                                                                                                                                                                                  Текст: Андрей Заика

"Компании, обладающие рыночной властью, ведут себя агрессивно”, —

отмечает первый заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины Юрий Кравченко

Для отечественной экономики всегда было характерно стремление к концентрации капитала, созданию крупных хозяйственных объединений — как в промышленности, так и в аграрном секторе. Неспроста Закон "О финансово-промышленных группах” был принят еще в далеком 1995 г.

И хотя в прошлом году этот документ утратил силу, тем не менее субъекты хоздеятельности зарегистрировали почти 700 сделок в сфере слияний и поглощений. Еще один факт — прошлый год ознаменован самым внушительным штрафом за всю историю действия в Украине антимонопольного законодательства.

Как сконцентрировать капитал и не нарваться на штраф? Как найти управу на монополиста? Об этом БИЗНЕС спросил у первого заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины Юрия Кравченко.

Больно крупно

— Несколько бизнес-ассоциаций высказали озабоченность тем, что в Украине повышается уровень монополизации экономики. Что с конкуренцией в стране?

— Конкурентная среда в отечественной экономике ухудшается. Антимонопольный комитет определил эту тенденцию и довел ее до сведения общественности, отчитываясь о результатах работы в 2010 г. перед Верховной Радой. Уровень монополизации повысился почти в трех десятках отраслей. К тому же больше стало отраслей, в которых наблюдается жесткая монополия, а также таких, в которых замечены проявления олигополии.

— О каких именно отраслях идет речь?

— Конечно же, это энергетика, и в первую очередь — газовая отрасль. Ухудшаются условия конкуренции в электроэнергетике, при импорте нефтепродуктов. Такая же тенденция характерна и для горно-металлургического комплекса и химической промышленности. По данным исследований, которые Комитет проводил вместе с учеными в прошлом году, кое-какие улучшения конкурентной среды можно наблюдать только в аграрном секторе (хотя в этом году и здесь создается монопольное образование — см. БИЗНЕС №10 от 07.03.11 г., стр.66-69. — Ред.).

За примерное поведение

— Выясняли ли вы причины движения экономики к монополизму?

— С одной стороны, если ревизовать наследство СССР, то мы увидим, что нам досталась определенная структура экономики, для которой характерно доминирование крупных промышленных объединений. Например, в металлургии погоду делают десяток больших комбинатов (о том, как эта успешная отрасль устроена в США, см. БИЗНЕС №9 от 28.02.11 г., стр.43-45. — Ред.). Схожая ситуация и в химической промышленности.

И за годы независимости эта структура не изменилась. С другой стороны, следует отметить, что в последнее время, в посткризисный период, особенно четко прослеживается тенденция к концентрации капитала. И она характерна как для мировых рынков, так и для отечественных.
Еще один аспект — монополизм проявляется по мере экономического развития той или иной компании.

Например, компания открывает фабрику, выпускающую продукцию, которую до этого не производили в стране, или продукция этой фабрики занимает более 35% национального рынка. По формальным признакам, такая компания будет монополистом, но АМКУ при определении монопольного положения должен исследовать еще и поведенческие аспекты этого вопроса…

— Как же должна вести себя компания, чтобы ее не признали монополистом, хотя она владеет 35% рынка или даже является единственным продавцом на этом рынке?

— Вот пример: все знают, что на украинском рынке мобильной связи есть два мощных оператора — группа "Київстар”, которая объединяет торговые марки "Київстар”, "Голден Телеком” и "Билайн”, и компания "МТС”. Каждый из этих операторов контролирует более 35% рынка, и на этом основании Антимонопольный комитет должен считать их монополистом. Но дело в том, что поведенческие аспекты деятельности компаний свидетельствуют о том, что между ними существует жесткая конкуренция.

— Какие данные позволяют АМКУ сделать вывод, что конкуренция настолько бескомпромиссна, что можно закрыть глаза на то, что компания имеет монопольную долю рынка?

— Уточню: формально монопольную долю. В законодательстве есть термин "значительная конкуренция”. Так вот, проявлением значительной конкуренции является, в частности, рекламная активность, крупные инвестиции в рекламу.

Очевидно, что рекламные акции операторов мобильной связи едва поспевают одна за другой. Схожая ситуация на рынке растительного масла. Анализ структуры этого рынка показывает, что общая доля трех компаний на нем превышает 50%. Но опять же, исследование поведенческих аспектов указывает на то, что на рынке жесткая конкуренция.

Компании осваивают значительные рекламные бюджеты, к тому же появляются новые продукты, на разработку которых тоже требуются деньги.

— Есть какие-то четкие индикаторы, на основании которых АМКУ делает вывод об уровне конкуренции?

— В каждом конкретном случае, в зависимости от специфики рынка, его насыщенности, мы высчитываем уровень конкуренции. Для этого используем несколько формул, которые позволяют рассчитать индекс рыночной власти компании. Например, индекс Герфиндаля — Гиршмана (используется для оценки степени монополизации отрасли, вычисляется как сумма квадратов долей реализации каждой фирмы в отрасли. — Ред.). Когда у одной компании 35% рынка, или у трех компаний 50%, или у пяти 75% рынка — это только условия, при которых возникает монополизм.

— Сколько в стране монополистов?

— Мы ведем учет естественных монополий. Если говорить сухим языком цифр, то в Украине на общегосударственном уровне работают 10 предприятий-монополистов. Еще 1635 предприятий-монополистов действуют на региональных рынках. В регионах, как правило, естественные монополисты чаще всего встречаются в жилищно-коммунальном хозяйстве.

По тем данным, которыми располагает АМКУ, количество других монопольных образований достигает 4,5 тыс. Но, в отличие от естественных монополий, статус других монополий во времени меняется: сегодня у компании монопольное положение, а завтра на рынке появятся конкуренты, и монополист уже другой или рынок становится остро конкурентным.

Из офшора не выдают

— По вашим словам, АМКУ знает всех монополистов "в лицо”. Каким арсеналом воздействия на них располагает Комитет?

— Украинское законодательство, в отличие от законов США, не определяет как нарушение именно монопольное положение компании. Предприятие может контролировать 50% рынка, но при этом вести себя толерантно по отношению к соседям по рынку — настолько, что никто на него не жалуется.

Если в АМКУ не поступают жалобы, мы не обращаем внимания на это образование. Но, как правило, компании, которые обладает рыночной властью, ведут себя агрессивно и этой властью злоупотребляют. Злоупотребления могут заключаться и в установлении завышенных цен, и в немотивированных отказах поставлять свою продукцию или в отказах от приобретения комплектующих или сырья.

В этом случае применяется санкция за злоупотребление монопольным положением в виде штрафа — 10% выручки. Максимально вредными для рынка являются антиконкурентные согласованные действия нескольких компаний. К ним можно отнести такую практику, когда предприятия, которые являются конкурентами и доля каждого из которых не достигает 35% рынка, договариваются между собой об установлении определенной цены или об ограничении круга поставщиков.

Как правило, такие заговоры характерны для рынка однородных продуктов — сахара или нефтепродуктов. Например, в 2005 г. АМКУ выявил сговор на рынке сахара, компании были оштрафованы на 17 млн грн. И суды всех уровней подтвердили правомерность действий Комитета.

— Эти штрафы компании уже заплатили?


— Они пытаются через суды рассрочить уплату штрафных санкций. Это законная возможность. Если сейчас не могут оплатить, пусть добьются рассрочки, но все же платят штрафы в госбюджет.

— В марте текущего года АМКУ оштрафовал три компании, торгующие нефтепродуктами, на 150 млн грн. Это едва ли не самый большой штраф за всю историю работы Комитета. Этот штраф оплачен?

— Вообще-то, самый крупный штраф Комитет наложил в 2010 г.: тогда на
280 млн грн. были оштрафованы компании, связанные с обеспечением авиатопливом самолетов в аэропорту "Борисполь”. Сейчас свою часть штрафа — 10 млн грн. — оплатило только ГП "Международный аэропорт "Борисполь”. Другие ответчики — компании "Кребо” и "Лукавиаойл” — оспаривают решение Комитета в судах.

Кстати, в обоих случаях выявлены антиконкурентные действия на рынке однородных товаров. За такие действия предусмотрен достаточно высокий штраф — 10% выручки. Есть еще один вид нарушений, который сейчас очень распространен, — недобросовестная конкуренция.

Например, реклама, которая вводит в заблуждение. Штраф за подобные действия — 5% выручки.

— В конце прошлого и в начале текущего года львиная доля импортных нефтепродуктов поступила в Украину через фирму "Ливелла”, которая не платила ни таможенную пошлину, ни НДС, в отличие от других импортеров топлива. Каковы действия АМКУ в отношении этой компании?

— Мы проводим расследование, но пока информации для принятия взвешенного решения недостаточно. Отправлен запрос в компанию, ожидаем ответа. Получим ответ — будем принимать решение.

— Кто собственник "Ливеллы”?

— Компания является дочерним предприятием некоего совместного украинско-польского предприятия.

— Это все, что вам известно?

— Мы проводим расследование в пределах своей компетенции (12 мая парламент создал следственную временную комиссию по делу "Ливеллы”. — Ред.). Уже собрали кое-какие данные, которые будут использованы при рассмотрении дела. Все, что можно, я сообщил.

— Почему АМКУ обратил внимание на "Ливеллу”? Кто-то жаловался?
— К нам обратились из Администрации Президента Украины, после чего АМКУ совместно с налоговыми, таможенными, правоохранительными органами провел проверку на предмет соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции.

— Как АМКУ выявляет истинных собственников компании, которая действует в Украине, но учредителями которой являются офшорные компании?

— Когда компания подает в Комитет заявление на концентрацию, она обязана представлять всех акционеров, доля которых превышает 10%.
Но, что касается офшорных компаний, нам обычно предоставляют данные, что такой компанией владеют граждане из страны-офшора, хотя ясно, что это всего лишь прикрытие. Именно поэтому АМКУ разрабатывает дополнительно новые положения, которые позволят определять реальных собственников.

— В сухом остатке — АМКУ пока не может точно определить фактических собственников офшорных компаний?

— Еще раз хочу сказать, что Комитет требует предоставлять все необходимые в соответствии с законодательством документы. Но специфика офшоров, мы это уже сейчас понимаем четко, такова, что не всегда в предоставленных нам документах значатся реальные собственники.

Пишите письма

— Как действовать компаниям, предпринимателям, гражданам, если они столкнутся с ущемлением конкуренции? Например, если предприятие ЖКХ завысит размер своих тарифов. Или собственник городского рынка откажет в торговом месте.

— Фактов существования локальных монополий множество. Как с ними бороться? Если этим будет заниматься только Антимонопольный комитет, то нас на всех не хватит — ведь у нас сейчас фактически только 830 сотрудников по все стране.

Думаю, необходимо, чтобы местные власти создавали условия для конкуренции. Вернее — необходимо добиться, чтобы сама власть на местах не совершала действий, которые искажают конкуренцию.

— И все же, каков алгоритм действий предпринимателей, которые хотят привлечь АМКУ к защите конкуренции?

— У Комитета есть территориальные отделения в областных центрах, можно обратиться с заявлением туда или в центральный офис в Киеве.

В заявлении следует четко описать проблему, которая относится к нашей компетенции. Если это злоупотребление монопольным положением, следует указать факты: на таком-то рынке такая-то компания занимает монопольное положение и злоупотребляет им. После чего АМКУ принимает такое заявление, возбуждает дело, проводит расследование и привлекает к ответственности монополистов.


                                                                                                                                                БИЗНЕС № 20 від 16.05.2011



Copyright © 2020 "SPACEO"